Медведев ненавидел грунт, а теперь начал на нем побеждать. Ту же трансформацию в 2010-х прошла Шарапова

В эти дни Даниил Медведев проводит один из лучших своих турниров на грунте – на «Мастерсе» в Риме бывший первый номер мирового рейтинга дошел уже до полуфинала. 27-летний россиянин всего лишь второй раз в карьере добрался до этой стадии на «Мастерсе». Медведев не раз признавался, что глиняные корты – его самые нелюбимые. Статистика это подтверждает: на харде он выиграл 18 титулов, а на грунте – пока ни одного. Но Даниилу не стоит отчаиваться. У него перед глазами есть прекрасный пример соотечественницы, которая сумела уже по ходу карьеры переквалифицироваться из любительницы быстрых кортов в чемпионку глиняных покрытий.

Шарапова с детства занималась на грунте и всегда его не любила

Мария Шарапова начала заниматься теннисом в четыре года в Сочи именно на грунте. Правда, как вспоминала теннисистка в автобиографии, это была не эффектная красная глина «Ролан Гаррос», а твердое серое покрытие, которое во влажную погоду мгновенно превращалось в грязь. После переезда с отцом во Флориду в середине 1990-х Шарапова начала тренироваться уже на качественном харде, с глиной она встречалась только на европейских соревнованиях.

Грунт не подходил под стиль игры Марии – она никогда не любила много перемещаться по корту, делая акцент на подачу и мощь ударов. Она так и признавалась в своей книге: «Это покрытие, требующее подвижности и терпения, а они не входят в число моих сильных сторон». Одно время Шарапова и вовсе рассматривала грунтовую часть сезона как подготовку к серии турниров на траве и харде. В воспоминаниях об этом даже не стеснялась использовать слово fuck. «Снова на траву, снова на траву. Боже, было так приятно, намного лучше, чем на этом ###### грунте, где ноги как будто прилипают к земле».

При всей нелюбви к грунту Мария не проваливалась на этом покрытии, как это, например, позже происходило с Наоми Осакой. Уже в 2004-м Шарапова вышла в четвертьфинал «Ролан Гаррос», но через три года, после побед на Уимблдоне и US Open, ей хотелось большего. «Я чувствую себя на грунте как корова на льду», – сказала Шарапова после победы во втором круге «РГ»-2007. На том турнире россиянка, видимо, сильно разозлилась сама на себя и дошла до полуфинала. На ближайшие годы это был ее максимум.

В сезоне-2008 Мария пережила первый тяжелый физический и психологический кризис, травмировав плечо. Ей потребовалась операция, из-за которой Шарапова не появлялась на кортах в течение восьми месяцев. Это повреждение вынудило теннисистку сильно изменить стиль игры – теперь Мария уже не имела возможности разгонять руку с прежней скоростью и вкладывать всю мощь в каждый удар. Она начала крутить мячи на подаче и больше двигаться. Россиянка даже научилась фирменному для глиняных кортов скольжению. Так начался второй этап карьеры Шараповой, когда ей не было равных на грунте.

После травмы Мария стала почти непобедимой на глине

Все началось с победы в 2011-м на престижном турнире в Риме (возможно, у Медведева получится так же), затем Шарапова вновь дошла до полуфинала «Ролан Гаррос», где уступила лишь будущей победительнице китаяке Ли На (4:6, 5:7). После этого Мария выдала сумасшедшую серию из трех побед в Штутгарте, еще двух в Риме, одной в Мадриде, а самое главное – двух на «Ролан Гаррос». В итоге с 2011 по 2016 гг. экс-первая ракетка мира выиграла невероятные 89,6% матчей на глиняных кортах. Несмотря на все успехи, Мария так и не полюбила грунт, отмечая, что «ей нравится на нем побеждать, но не играть».

Триумф на «Ролан Гаррос»-2012 Шарапова назвала «идеальным поворотом в карьере». Россиянка отметила, что предыдущие победы на «Больших шлемах» одержала, будучи еще ребенком, но вскоре «связка в плече порвалась, и внезапно любимый спорт превратился в поражения и боль». «Я была потеряна. Я бродила. Но постепенно и за счет того, что я работала так, как никогда в жизни раньше не работала, мне удалось снова найти путь. Я научилась играть в старую игру по-новому. Поняла, что матчи можно выигрывать не только одним способом», – рассказывала Мария в автобиографии.

На том турнире россиянке откровенно повезло со жребием – на пути к финалу она победила лишь одну представительницу топ-20 (Петру Квитову в полуфинале – чешка всегда специализировалась на траве), а в решающем матче разобралась со скромной Сарой Эррани. На следующий год, в 2013-м, Шараповой повезло уже меньше – она дошла до финала «Ролан Гаррос», но там уступила Серене Уильямс. В 2014-м Марии и вовсе пришлось преодолевать испытания с первых кругов. Саманта Стосур, Гарбинье Мугуруса, Эжени Бушар – всех россиянка победила в трех сетах, уступая в первой партии. А в тяжелейшем решающем поединке Шарапова разобралась с неуступчивой Симоной Халеп (6:4 6:7(5) 6:4) и выиграла парижский мэйджор во второй раз.

В результате Марию начали называть «королевой грунта», ее трансформацией восхищались суперзвезды. «В прошлом у нас были чемпионы, у которых не получалось на одном покрытии – как у испанцев на траве или американцев на грунте. В большинстве случаев игрок просто сдается. Поэтому то, что сделала Шарапова, потрясает», – отмечала экс-первая ракетка мира Линдсей Дэвенпорт.

Победа на «Ролан Гаррос»-2014 стала последним большим успехом Марии. В 2016-м ее дисквалифицировали на полтора года за употребление мельдония, после чего Шарапова уже не смогла завоевать крупных трофеев.

Ситуация с адаптацией на грунте – одна из показательных историй в карьере российской теннисистки. Сумев приспособиться к нелюбимому покрытию, Шарапова проявила характер. Благодаря нему она и стала великой спортсменкой.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *