Китай все чаще начинает отказываться от средств, приходящих из России за поставленные в РФ товары. Тем самым, покупка китайской продукции может нести новые риски, в том числе при дальнейшем обслуживании такой техники или оборудования. Однако есть разумная альтернатива: вкладывать деньги в отечественное производство, поддерживая импортозамещение и оставляя рубли в «корзине» российской экономики.
Китай защищается от «грязного российского юаня»
Китай – вынужденно или намеренно – закручивает гайки во взаимоотношениях с российским бизнесом. Проблемы с оплатой импорта из Китая возросли. Некоторые банки КНР начали возвращать оплату за продукцию, которую китайские компании уже поставили в Россию. И если буквально полгода назад, после того как США ввели вторичные санкции в отношении Китая, такие случаи были единичными, то сейчас ситуация обретает уже массовый характер.
Более того, Китай стал называть ту валюту, которая проходит по платежам с Россией, «грязной». Такие юани в КНР не хотят видеть. Все сделки с РФ превращаются для китайских банков в нежелательные. Генеральный директор инвестиционно-консалтинговой группы FIRST, член генсовета «Деловой России» Алексей Порошин отмечает, что китайские банки не хотят работать с юанем, который связан с Россией.
Как отмечает заместитель директора Центра изучения Китая СПбГЭУ Анастасия Ковалева, возврат платежей за товары — это лишь следующий логичный шаг в этой цепочке:
«Экономический прагматизм китайской нации мало кого удивляет. Китай, как и любая другая великая держава, стремится обеспечить свою экономическую, политическую, военную безопасность, а также процветание, что еще более важно для китайской нации. Это проявляется в том, что Пекин развивает партнёрства с другими странами только тогда, когда это способствует достижению его долгосрочных целей. Иными словами – если ему это выгодно. Прежде всего экономически, и это факт. В бизнесе любые действия стоит оценивать с позиции целесообразности».
Но страна и должна действовать в своих интересах, убеждена Анастасия Ковалева:
«В бизнесе действия обоснованы с точки зрения целесообразности, а не «дружбы». Лучшее, что мы можем сделать, уже для максимизации нашей прибыли – учитывать эти особенности китайцев. И вырабатывать нашу стратегию исходя из вот такого поведения наших китайских партнеров».
Похоже, Китай все же просчитал все плюсы и минусы в ситуации, когда, с одной стороны, есть Россия – большая торговая площадка, а с другой – США со своими угрозами. И риски вторичных санкций перевесили дружеские отношения с Россией.
«Никакой благоприятный политический фон, при котором лидеры РФ и КНР говорят о наращивании сотрудничества, не влияет на Китай, когда возникает вопрос собственных государственных выгод и защиты своей экономики. Но если любой российский след для Китая – это «грязь», то надо понимать, что взаимодействовать с китайцами в бизнесе надо крайне осторожно. Китай никогда не будет действовать в ущерб себе, а жалости в бизнесе не бывает. Как говорится, ничего личного – только бизнес. Похоже, для нашей стороны торговое взаимодействие с КНР становится на зыбкую почву с точки зрения будущих рисков», — отмечает экономист, бизнес-аналитик Николай Серов.
Что Китай отправляет в Россию
При этом, по данным на конец 2023 года, Россия потратила на закупку китайской продукции 90,08 млрд долларов, и это на 52,2% (на 30,9 млрд долларов) больше, чем за 2022 год.
Конечно, больше всего взлетел автопром – РФ выложила за китайские автомобили 9,38 млрд долларов (в 8 раз больше, чем в 2022 году). Вторая большая часть закупок- смартфоны. Также на 40% выросли поставки одежды и обуви.
А еще Китай активно поставляет в Россию промышленные машины – грузовики, тракторы, погрузчики, экскаваторы, краны, бульдозеры и другую спецтехнику, а также станки. На тракторы Россия выложила за 2023 год 3,14 млрд долларов, это в 9 раз больше, чем в 2022 году. А на китайские грузовики — 2,61 млрд долларов.
Еще одна сфера, заинтересовавшая Китай с точки зрения перспективности и выгоды – российская туристическая отрасль, сделавшая рывок вперед за последние годы. Увидев потребность российских курортов в новом горнолыжном оборудовании (речь идет о канатных дорогах, ратраках, снеговых пушках), китайский бизнес решил занять нишу, освободившуюся после ухода европейских производителей. Если ратраки и системы снегообразования КНР не производит, то канатные подъемники у этой страны есть. Например, их делает (и обеспечивает практически весь внутренний рынок китайского горнолыжного отдыха) местная компания BMHRI. Пока на российских горных склонах подъемники этого бренда не появились – однако некоторые курорты посматривают на этого производителя, поскольку нужно быстро найти замену и расширять свои мощности, а Китай предлагает дешевый вариант, что кажется, на первый взгляд, выгодным.
«Поставки ширпотреба из Китая – это давняя традиция, и рост этих направлений торговли с КНР не удивляет. Но в ситуации перехода на рельсы импортозамещения ажиотаж закупок промышленной техники, спецмашин, промышленного оборудования вызывает вопросы. Именно сейчас, когда отечественная промышленность, в частности, станкостроение, металлургия, производство сложных машин и механизмов — как раз благодаря санкциям Запада – получила буквально второе дыхание и может сделать рывок в своем развитии, нужно дать ей эту возможность, а не наращивать закупки из Китая. Тем более при угрозе отмены платежей за поставки», — считает Николай Серов.
«Оставляйте деньги в России!»
Закупка китайского оборудования оказывается сегодня невыгодным. Это риск внезапного отказа в принятии платежа – а значит, придется возвращать приобретенную продукцию, это сплошная головная боль для российской стороны.
Причем эта проблема долгоиграющая. Даже если предположить, что купленный российским курортом китайский горнолыжный подъемник уже установлен на склоне и начал работу, нет никакой гарантии его бесперебойного сервисного обслуживания или поставок запчастей из Поднебесной. Если Китай в любой момент готов развернуть сделку, отменить ее, потребовать деньги назад, то так он может поступить и в обслуживании своей канатной дороги на территории России. Стало невыгодно, появились проблемы, риски для КНР – это для Китая красный флаг, усугублять ситуацию он не будет, откажется от продолжения сотрудничества. В итоге российские курорты опять останутся без поддержки – это они уже испытали в 2022 году, когда с рынка ушли европейские бренды канатных дорог.
Ну и дешевизна китайских подъемников тоже смущает сектор. Такое высокосложное оборудование не может стоить дешево, чтобы создать канатную дорогу, нужны усилия порой десятков разных предприятий и сотен специалистов. Причем это практически штучное производство, потому что каждый подъемник делается индивидуально под требования конкретного склона, его высот, длины, климата и так далее.
«Низкая цена Китая – что в производстве канатных дорог, что в каком-либо еще — в данном случае для России становится просто сыром в мышеловке. Вроде бы соблазнительно. Но — если российские покупатели – те же курорты – сегодня купят китайскую продукцию, завтра они могут оказаться в ситуации, когда им вернут их деньги и потребуют вернуть назад купленное, — говорит Николай Серов. — Но это не ботинки и даже не автомобиль. То есть если китайский банк дезавуирует сделку с «грязными российскими юанями», то как курорт вернет приобретенный горнолыжный подъемник, особенно если он уже будет в процессе сертификации и установки? Это грозит серьезным финансовым ударом по бюджету российской стороны-приобретателя».
При этом Россия сама делает прорывные шаги в развитии своего производства, в том числе тех же канатных дорог. В стране есть и опыт работы в этой сфере, склонов у нас всегда хватало, спорт в СССР был популярен, горнолыжные трассы активно осваивали. Есть и опытные инженерные кадры, и производственные мощности. Таким прорывом, например, стала отечественная компания «РУСЛЕТ». Ее канатная дорога бегает на Воробьевых горах, поставлена на курорте «Большой Вудъявр», заключены контракты с курортами «Архыз», «Турьев Хутор», «Ведучи», «Мамисон» и другими туристическими зонами. В «Мамисоне», например, уже смонтирована половина опор дороги. А в «Архызе» возведение канатных подъемников «РУСЛЕТ» начнется в 2025 году, проектная документация уже готова.
А в следующем году производство «ТверьКанатДор» компании «РУСЛЕТ» начнет выпускать полностью отечественные канатные подъемники — в них будут только российские комплектующие. Причем «РУСЛЕТ» сможет обеспечить курорты России современными дорогами с отцепляемым зажимом.
Второй важный момент – обеспечение курортов запчастями и сервисом. Как поясняет генеральный директор «РУСЛЕТ» Дмитрий Сидорович, пассажирские горнолыжные подъемники – оборудование, требующее повышенного внимания: «Необходимо строго исполнять регламенты техосмотров. Это тем более важно при обслуживании уже стоящих на курортах канатных дорог, эксплуатируемое не один год оборудование требует еще более частого обслуживания». И «РУСЛЕТ» уже сейчас обеспечивает комплектующими и расходниками канатные подъемники российских курортных зон.
И не только. Есть достижения и в IT-направлении, ведь канатная дорога – сложный организм, это не только канаты и кресла, это еще и «мозги» — очень сложное управление. И российское ПО силами «РУСЛЕТ» уже поставлено на дорогу «Тироль» курорта «Роза Хутор», и постепенно будет заменено на подъемниках других курортов. Российские «мозги» надежнее зарубежных, которые могут отказать в любой момент: европейские бренды перестали обеспечивать сервисное обслуживание своих канаток. И такие прецеденты уже были, например, на «Архызе».
Сегодня такие российские производители получают поддержку государства. Решение развивать отечественную промышленность, которая бы способствовала развитию туристической инфраструктуры, было утверждено главой государства. Этой задаче посвящен новый нацпроект. Благодаря господдержке производство может развиваться и наращивать мощности. При этом необходим и растущий спрос самого туристического рынка.
«Понятно, что горнолыжная сфера и другие отрасли нашей экономики сегодня часто вынуждены голосовать рублем. С одной стороны, курорты присматриваются к недорогим китайским предложениям, с другой – мы видим, что современные возможности российских производств не просто конкурентоспособны на рынке, но и востребованы, — резюмирует Николай Серов. – Но нужно поддержать отрасли в возможности включаться в импортозамещение. Отправлять российские средства за рубеж – в данном случае, в Китай – сегодня не просто риск, но и в какой-то степени демонстрация нежелания поддержать задачу импортозамещения, поставленную Президентом России. Разумнее вкладывать свои же деньги в отечественные разработки, а значит – в собственную экономику, помогая своей стране».